Что такое PostgreSQL ?

From
Oleg Bartunov
Date:
  This message is in MIME format.  The first part should be readable text,

---559023410-630072926-1112365196=:14187

Привет,

я выложил в сеть по адресу
http://www.sai.msu.su/~megera/postgres/talks/citforum2005-bartunov.html
первую версию своего доклада. Ошибки и добавления очень приветствуются.

     Regards,
         Oleg
Oleg Bartunov, sci.researcher, hostmaster of AstroNet,
Sternberg Astronomical Institute, Moscow University (Russia)
Internet: oleg@sai.msu.su, http://www.sai.msu.su/~megera/
phone: +007(095)939-16-83, +007(095)939-23-83
---559023410-630072926-1112365196=:14187--

Re: Что такое

From
"Viktor Vislobokov"
Date:
Oleg Bartunov wrote:

> Привет,
>
> я выложил в сеть по адресу
> http://www.sai.msu.su/~megera/postgres/talks/citforum2005-bartunov.html
> первую версию своего доклада. Ошибки и добавления очень приветствуются.

Ну ты сам напросился ;)

 >PostgreSQL - это свободно распространяемая объектно-реляционная
система управления базами данных (ORDBMS), наиболее развитая из
 >открытых СУБД в мире и являющаяся реальной альтернативой коммерческим
базам данных.

1. Слишком длинное предложение, которое затрудняет понимание сути. Я бы
предложил разбить его на два.
2. Что значит "развитая"? Под этим словом можно понимать многое. Я думаю
ты вкладываешь в него смысл, что типа "имеет кучу возможностей", но как
неискушённый пользователь я бы понял смысл по-другому. Опять таки
"реальной альтернативой коммерческим базам данных". Во-первых не "базам
данных", а СУБД. Во-вторых есть множество других open source СУБД, о
которых можно сказать то же самое (Interbase, MySQL, SapDB). Тут дело в
том, для каких задач! MySQL хорош, например, для web, а PostgreSQL
наиболее хорош для серьёзных бизнес-приложений.
3. Далее немного коробит слово "открытая". Открытыми является множество
продуктов, но PostgreSQL во-первых open source продукт, а во-вторых ещё
и под BSD лицензией.

Далее по разделу - История PostgreSQL. Обычно сперва делают краткую
справку, а затем уже отправляют за подробностями в другие источники. У
тебя - наоборот. Ещё у меня сложилось впечатление (возможно я просто не
представляю всего объёма доклада), что уж больно много уделено истории.
История, конечно, штука занятная, но вот мне как пользователю PostgreSQL
по большому счёту она пофигу (уж извини за такое слово). Приятно,
конечно, видеть, что истоки разработки лежат в таком уважаемом
учреждении как Беркли и что у PostgreSQL есть общие корни с такими
признанными гигантами СУБД как Informix, но не более того. А там просто
широкомасштабное исследование генеалогии ВСЕХ СУБД, а не только PostgreSQL.

По поводу PostgreSQL сегодня. Я бы возможности SQL выставил бы на первое
место, а всё остальное дал бы после. Именно возможностями, которых нет в
других open source СУБД (и даже в некоторых коммерческих СУБД) так
знаменит и важен PostgreSQL.
В качестве дополнения к этому разделу могу предложить сказать слова о
том, что PostgreSQL работает практически на любой UNIX-совместимой
платформе, а начиная с версии 8 была выпущена native версия для Windows
2000. А в Windows 98 можно использовать через Cygwin. Что большинство
дистрибутивов Linux и многие UNIX включают в свой состав PostgreSQL.
Возможно в раздел типов стоит добавить про типы данных, которые могут
создавать пользователи (ранее есть такая информация, но на ней не
делается акцент). В раздел типов можно добавить такую вещь как serial.
Ничего не увидел про rules (может как-то по другому называется)
Совершенно не раскрыта тема объектно-ориентированной СУБД. Хотя и
говорится, что PostgreSQL - это объектно-реляционная СУБД, но потом про
объектность как раз ничего нету. Т.е. не говорится про возможности
наследования таблиц от других, что SQL может делать выборку не только из
оригинальной таблицы, но и из таблиц-потомков (смотри в общем сам, что
сказать по этому поводу).

Ещё можно сказать про развитые средства администрирования PostgreSQL,
типа pgadminIII и средства управления через web (типа phpPgAdmin или как
оно там).

--
С уважением, Виктор

Re[2]: [pgsql-ru-general] доклад

From
Ivan
Date:
Hello всем,

Сразу хочу сказать, что в общем доклад понравился.

> [...]
VV> История, конечно, штука занятная, но вот мне как пользователю PostgreSQL
VV> по большому счёту она пофигу (уж извини за такое слово).

А мне как раз было интересно узнать об истории PostgreSql.

> [...]
VV> место, а всё остальное дал бы после. Именно возможностями, которых нет в
VV> других open source СУБД (и даже в некоторых коммерческих СУБД) так

    Согласен, я когда первый раз познакомился с PostgreSql был приятно
удивлен списком его возможностей. Поэтому не остановился на знакомстве
и начал копать глубже, а потом и остальных сотрудников нашей компании
убедил, что нужно переходить с Firebird на Postgresql.
    По-моему стоит обратить внимание на то, что Postgres предоставляет
очень широкие возможности, причем всем категориям пользователей:
разработчикам (и перечислить что именно), администраторам (список),
менеджерам (т.к. СУБД распространяется свободно :) )... В материале все
возможности описаны, но не разбиты по категориям, описанным выше.

VV> Ещё можно сказать про развитые средства администрирования PostgreSQL,
VV> типа pgadminIII и средства управления через web (типа phpPgAdmin или как
VV> оно там).

    Причем можно добавить, что сегодня программные продукты, ориентированные
на работу с БД (как всевозможные системы управления БД и утилиты (как
один из примеров можно привести ПО от EMS) так и ПО, использующее БД в
качестве хранилища данных (например open source библиотека CryptLib,
позволяющая разворачивать центр сертификации используя ряд СУБД, в том
числе и Postgres)) уже имеют поддержку PostgreSql или работают в
этом направлении. Причем сюда относится не только open source ПО.

    Еще, говоря про расширяемость PostgreSql, неплохо было бы добавить
несколько примеров дополнительных модулей, разрабатываемых сторонними
разработчиками (contrib): xml2, dblink, cube, fuzzystrmatch, dbmirror,
earthdistance, pgcrypto,... и пару слов рассказать об их возможностях.
Ведь эти модули очень хорошо восполняют те возможности, которые пока
ещё не включены в саму СУБД и позволяют Postgres'у приблизиться к
коммерческим СУБД.

--
Best regards,
 Ivan                            mailto:Ivan-Sun1@mail.ru

Re: Что такое

From
Oleg Bartunov
Date:
  This message is in MIME format.  The first part should be readable text,

---559023410-702616199-1112601490=:15865

On Mon, 4 Apr 2005, Viktor Vislobokov wrote:

> Ну ты сам напросился ;)

да нет проблем, потому и запостился

> [...]
> продуктов, но PostgreSQL во-первых open source продукт, а во-вторых ещё и под

Это слоган. В одном предложении всего не раскроешь. Твое мнение про то, где
хорош Postgresql, а где mysql - это следствие твоего опыта. Я стараюсь тщательно
избегать возможных flamewar.

> [...]
> более того. А там просто широкомасштабное исследование генеалогии ВСЕХ СУБД,

А доклад не для тебя ! Там будут менеджеры всяких раздвинутых компаний,
которые давно сидят на игле продвинутых комм. решений и им будет интересно
узнать, что на самом деле есть PostgreSQL в генеалогическом плане.

> [...]
> других open source СУБД (и даже в некоторых коммерческих СУБД) так знаменит и

Так дайте мне этот список этих возможностей ! Говорить каждый может,
что мог я дал в разделе про SQL, но очень трудно не зная SQL других СУБД
говорить всерьез. Не думаю, что кто-то один это знает. Я не уверен, что
ты знаешь на хорошем уровне SQL, например, firebird/interbase. Я мого что
знал и с чем работал, но жизнь не стоит на месте и утверждать что-то
серъезно просто нет возможности. Ситуация сильно усложняется, если
одно и тоже называется по разному в разных СУБД.

> [...]
> такая информация, но на ней не делается акцент). В раздел типов можно
> добавить такую вещь как serial. Ничего не увидел про rules (может как-то по

Это принимается. Напишу.

> [...]
> из таблиц-потомков (смотри в общем сам, что сказать по этому поводу).

И это странно. Ты когда смотрел текст ? Учти, что мне на все дается 40 минут
и слушать меня будут не девелоперы, блин, а те, кто заплатил 180 баксов за
вход ! Поэтому inheritance я только упомянул, хотя про нее могу рассказывать
если не часами, то точно много. Объектность никого кроме девелоперов
не интересует - это все сказки. Я в свое время штудировал статьи Стоунбрейкера,
и мне это все известно. Что я считал важным про оъектность я написал в ист.
части.

> Ещё можно сказать про развитые средства администрирования PostgreSQL, типа
> pgadminIII и средства управления через web (типа phpPgAdmin или как оно там).

придется написать с чужих слов, так как сам не пользовал. Вот я прошу,
напишите эти несколько строчек, чтобы я не как попка избитые фразы про
"развитые средства администрирования PostgreSQL" написал :)

Спасибо за критику, обязательно учту. Следите за версиями. Я бы так не торопился,
доклад 22 апреля, но народ из citforum нажал на меня. А задача
простая, не просто написать как слона настроить и запустить - это тривиальная
вещь, а дать практически обзор. Ну и при том, я ведь доклад делаю
не от имени всего сообщества, а лично от себя, поэтому вполне допустимо
что-то пропустить, что-то выпятить. Это не доклад на пленуме партии ;)

[...]

Re: Re[2]: [pgsql-ru-general] доклад

From
Oleg Bartunov
Date:
  This message is in MIME format.  The first part should be readable text,

---559023410-2032315143-1112601779=:15865

On Mon, 4 Apr 2005, Ivan wrote:

> Hello всем,

> Сразу хочу сказать, что в общем доклад понравился.

спасибо

> А мне как раз было интересно узнать об истории PostgreSql.

я тоже рассчитывал, что это интересно многим. Мне народ кучу писем поприсыл
из-за этой картинки, вспоминал события 20-30 летней давности. Пришлось
покопаться в библиотеке ACM, чтобы как-то восстанавливать даты. И то, там
наверняка есть ошибочки.

> [...]
> менеджерам (т.к. СУБД распространяется свободно :) )... В материале все
> возможности описаны, но не разбиты по категориям, описанным выше.

Прошу еще раз, огласите список, а я вам благодарность обязательно выражу.
На что конкретно стоит обратить внимание

> [...]
> Ведь эти модули очень хорошо восполняют те возможности, которые пока
> ещё не включены в саму СУБД и позволяют Postgres'у приблизиться к

О, да тут очень много получится, я привел несколько своих модулей.
Пожалуй список приведу, в докладе времени на это не будет, а в статье
можно отразить.

Еще раз спасибо. Если бы еще патчик к докладу прислали, было бы замечательно:)

Date:

> [...]
> то, где
> хорош Postgresql, а где mysql - это следствие твоего опыта. Я стараюсь

Ок. Избегай, хотя это не моё мнение ;)
Но всё-таки про открытую BSD лицензию я бы сказал. Это важно не только
девелоперам, но и менеджерам. Вообще мне было бы легче наводить критику,
если бы ты сразу сказал на какую аудиторию ориентироваться.

> Так дайте мне этот список этих возможностей ! Говорить каждый может,

Дык ты их указал - они у тебя есть. Я имею в виду порядок следования
разделов поменять ;)
А сами возможности у тебя описаны на мой взгляд довольно хорошо и полно.

> что мог я дал в разделе про SQL, но очень трудно не зная SQL других СУБД
> говорить всерьез. Не думаю, что кто-то один это знает. Я не уверен,
> что ты знаешь на хорошем уровне SQL, например, firebird/interbase. Я

SQL наверное нет. Но волей судьбы администрянием Interbase 5.6
занимался. И с точки зрения админа отвратительные стороны этой СУБД мне
известны. Дык насколько я понимаю и не стоит задача сравнивать
PostgreSQL с другими СУБД? Ты просто говоришь о возможностях, а там
дальше пусть ребята решают сами - круто это или нет.

> придется написать с чужих слов, так как сам не пользовал. Вот я прошу,
> напишите эти несколько строчек, чтобы я не как попка избитые фразы про
> "развитые средства администрирования PostgreSQL" написал :)

Ёлы, а как я могу написать так чтобы дошло до менеджеров? Ну есть
phpPgAdmin, который работает через web-браузер, а есть PgAdminIII,
который работает как клиентское приложение. Оба продукта позволяют
делать с базами многие вещи, но PgAdminIII круче. Какие вещи - кратко не
расскажешь.

--
С уважением, Виктор

Re[2]: [pgsql-ru-general] доклад

From
Ivan
Date:
Hello,

OB> Прошу еще раз, огласите список, а я вам благодарность обязательно выражу.
OB> На что конкретно стоит обратить внимание

Буду присылать по мере вспоминания.

Для начала - типы.
1) Postgres поддерживает очень много разных типов (явно не все этим
могут похвастаться).
2) Ограничения на типы - MSSql поддерживает varchar до 8000 символов,
Firebird - до 32Кб (в зависимости от кодировки), Oracle по-моему
вообще до 4000 символов (правда здесь я могу ошибаться :) ).
bytea - похожая история.
Decimal (Numeric) - по-моему также никто такой точности как Postgres
не обеспечивает (т.к. у Postgres он вообще безразмерный).
Timestamp по-моему также не у всех столь же точный как у Postgres.
Поддержка массивов - по-моему не у всех они есть.
3) Наличие очень большого числа встроенных функций, покрывающих
большую часть нужд разработчика. (не знаю кто мог бы сравниться с
Postgres'ом по этому показателю).
4) Операторы и typecast'ы я что-то тоже не припомню в других СУБД.
5) Ограничения на размеры
Некоторые ограничения PostgreSQL

Максимальный размер БД Unlimited (во многих других СУБД этот
показатель поменьше :) )
Максимальный размер таблицы 32 TB (тоже не все могут)
Максимальная длина записи 1.6 TB (тоже самое)
Максимальный длина атрибута 1 GB (- // -)
Максимальное количество записей в таблице Unlimited (- // -)
Максимальное количество атрибутов в таблице 250 - 1600 в зависимости от типа атрибута
Максимальное количество индексов на таблицу Unlimited (- // -)

А еще есть в некоторых базах есть такие ограничения как размер поля, по
которому можно построить индекс (например сейчас в Firebird это 255
байт) - сами понимаете - это бывает очень неудобно :).

6) Запросы. До сих пор не все СУБД умеют вложенные запросы (select
from select), insert into table <query>, не у всех есть SAVEPOINT'ы.
По-моему Subquery Expressions ANY/SOME, ALL также не у всех. Также не
у всех есть такая "куча" всевозможных ALTER <OBJECT>, добавляюяющих
гибкость СУБД (напрмер в Firebird для такого рода запросов приходится
руками работать с системными таблицами). Не везде есть столько
арифметических, стороковых и т.д. операций - в основном есть только
+, -, *, /, || а все остальное приходится либо сложными выражениями,
либо UDF'ами либо stored procedur'ами. А в Postgres'e (например
арифметика):

% modulo (remainder) 5 % 4 1
^ exponentiation 2.0 ^ 3.0 8
|/ square root |/ 25.0 5
! factorial 5 ! 120
!! factorial (prefix operator) !! 5 120
@ absolute value @ -5.0 5
& bitwise AND 91 & 15 11
| bitwise OR 32 | 3 35
# bitwise XOR 17 # 5 20
~ bitwise NOT ~1 -2
<< bitwise shift left 1 << 4 16

и так далее с остальными типами - просто рай! :))

Не все умеют и регулярные выражения в SQL запросах.
Также очень удобно select <expression> - select без from
(правда в Oracle есть select * from DUAL).

7) Monitoring Database Activity - есть также не везде (например в
Firebird), а бывает очень полезно!

8) Про правила уже говорили.

Фу-ф-фф - пока все что в голову пришло...

--
Best regards,
 Ivan                            mailto:Ivan-Sun1@mail.ru

Re: Что такое

From
Oleg Bartunov
Date:
  This message is in MIME format.  The first part should be readable text,

---559023410-615069368-1112622970=:15865

> Ок. Избегай, хотя это не моё мнение ;)
> Но всё-таки про открытую BSD лицензию я бы сказал. Это важно не только

Про BSD я точно написал ! Может не выпятил, правда. Постараюсь еще поработать
надо докладом.

> девелоперам, но и менеджерам. Вообще мне было бы легче наводить критику, если
> бы ты сразу сказал на какую аудиторию ориентироваться.

Да я и сам не знал, пока не посмотрел, что там 180$ за вход берут.

> Дык ты их указал - они у тебя есть. Я имею в виду порядок следования разделов
> поменять ;)
> А сами возможности у тебя описаны на мой взгляд довольно хорошо и полно.

Это я еще посмотрю, но надежность и  исторически, и  по жизни важнее, чем
SQL.

> [...]
> Ты просто говоришь о возможностях, а там дальше пусть ребята решают сами -

именно так я и хочу поступить. Я и таблицу сравнений сделал исключительно для
демонстрации, что postgresql продвинутая база, а не то, что postgres лучше
какой-нибудь базы. В любой базе можно найти нечто нестандартное и классное и
выпятить наружу и кричать, блин, а этого у вас нет :) Труднее всего это
показать на основе более-менее стандартных фич.

> [...]
> клиентское приложение. Оба продукта позволяют делать с базами многие вещи, но
> PgAdminIII круче. Какие вещи - кратко не расскажешь.

Приведу я скриншоты и описание основных фич, пожалуй.

[...]

Date:
  This message is in MIME format.  The first part should be readable text,

---559023410-856679644-1112641620=:15865

Что-то я не понимаю, вы какую версию смотрели ? Я все это уже написал.

Олег